Эффективность применения

Измеритель коэффициента сцепления АТ-ЭМ предназначен для:

Измерители коэффициента сцепления  ИВПП

Измеитель коэффициента сцепления АТ-ЭМ

  • определение фрикционных свойств ИВПП по величине коэффициента сцепления, вычисляемой как среднее арифметическое значение отношения измеряемых величин продольной силы сцепления к нормальной реакции, действующей на каждое из двух измерительных колес при их электромеханическом торможении для каждого из двух ИК;
  •  вычисляемой как отношение измеряемых величин продольной силы сцепления к нормальной реакции, действующих на каждое из двух измерительных колес при их электромеханическом торможении.
  • привязка показателей замера КС к определенному месту измерения на искусственном аэродромном покрытии;
  • создания архива результатов замера КС;
  • передача показателей измерения по защищенному радиоканалу на командно- диспетчерский пункт (КДП), РП либо АС.

АТ-ЭМ включает в свой состав:

  1. Прицепное устройство имеющее вид шасси двухколесного на независимой подвеске – измеритель коэффициента сцепления, буксируемое за автомобилем по искусственной взлетно-посадочной полосе.
  2. Блок обработки и измерения коэффициента сцепления на ИВПП (БИО-ВПП) предназначенного для управления режимами работы АТ-ЭМ и индикации результатов измерений, располагающимся в буксирующем автомобиле.
  3. Рабочего места оператора (РМ-ВПП), предназначенного для приема результатов расчета КС по радиоканалу на командно-диспетчерском пункте аэродрома.

Рабочее место оператора (РМ-ВПП) с цифровым информационным банком данных аэродрома (ЦИБДА),

Назначение РМ-ВПП:

  • действительное определение фрикционных качеств поверхности аэродромного покрытия по величине коэффициента сцепления, привязанных к определенному месту результатов замера на ИВПП с дискретом. 4-6 м. от порога с отправкой информации о измерении, по каналу радиосвязи допущенному Генеральным Штабом МО РФ, в масштабе реального времени;
  • представление в МРВ на экране монитора РМ-ВПП (КДП/АС) формуляра состояния ИВПП, это позволяет РП объективно оценив ситуацию, дать разрешение экипажу воздушного судна на взлет/посадку с учетом его типа и боковой составляющей ветра на летном поле, а аэродромной службе оперативное обеспечение эксплуатационной готовности ИВПП аэропорта к проведению этого режима.

Эффективность измерителя коэффициента сцепления

Эксплуатация АТ-ЭМ (АТЭМ-ВВС) аэродромной электромеханической тележки с 2008 года в авиапредприятиях Российской Федерации и Республике Казахстан подтверждает технические характеристики измерителя коэффициента сцепления в части:

  1. Повышения боевой готовности авиационных частей (дежурных сил) на (20-30)% за счет оперативного взаимодействия экипажа летательного аппарата - командно диспетчерского пункт – инженерной аэродромной службы.
  2. Точности качественной и объективной оценки фрикционных свойств аэродромных покрытий и летного поля в согласовании с нынешними требованиями и стандартами Международной Организации Гражданской Авиации и предоставление результатов измерений на командно диспетчерский пункт и аэродромной службе в масштабе реального времени.
  3. Практического устранения потребности остановки работы аэропорта при пиковых метеоусловиях за счет вычисления коэффициента сцепления с погрешностью не более 0,02 ед. КСц при недопустимых значениях измеренного КСц (0,15-0,25 ед. КСц).
  4. Снижения затрат на химреагенты (30 - 40%) за счет их рационального дозирования для приведения ИВПП в соответствие правилам летной годности, при различных погодных условиях (снег, обледенение, дождь, туман, и т. п.).
  5. Возможности сформировать централизованный информационно-статистический банк данных состояния летного поля аэропортов на базе цифрового информационного банка данных аэродрома.
  6. Своевременного принятия организационно-технических мероприятий для проведения капитального либо профилактического ремонта, как отдельных участков, так и всей поверхности ИВПП в целом, руководствуясь диагностикой качества состояния ИВПП и других аэродромных покрытий на основе ЦИБДА.
  7. Определения остаточного ресурса ИВПП.

Для справки:

  • опыт эксплуатации измерителей коэффициента сцепления АТ-ЭМ в авиапредприятиях ГА России показал, что информация о динамике изменения величин КСц позволяет наземным службам своевременно принимать меры для поддержания поверхности искусственных ВПП в рабочем состоянии. Так например, регулярное измерение коэффициента сцепления и профилактика только льдообразования на аэродромах класса А обеспечивает экономию до 250 - 300 тонн антигололедных химреагентов в год (данные получены от Управления аэропортовой деятельности РОСАВИАЦИИ).
  • Измеритель коэффициента сцепления АТ-ЭМ по эксплуатационным параметрам и точности измерения, соответствует требованиям ИКАО (док. №9137-AN/898, 94г.), и экономически выгодно, что не свойственно измерителям коэффициента сцепления, применяемым на российских и зарубежных авиапредприятиях.

Технологии оценки фрикционных свойств по величине коэффициента сцепления (КСц) в практике эксплуатационного содержания аэродромных покрытий

Безопасность взлета/посадки летательных аппаратов (ЛА), при проведении полета, увеличивается при: должном сцеплении на поверхности аэродромных покрытий независимо от погоды и в любое время суток; установлении номинальной величины фрикционных свойств задача измерителей коэффициента сцепления; доведения качества поверхности искусственной взлетно-посадочной полосы (ИВПП) до требований современных стандартов Международной организации гражданской авиации (ИКАО).

Своевременно полученная экипажем воздушного судна (ВС) объективная информация о качестве состояния поверхности ИВПП (фрикционных свойствах аэродромного покрытия, которые определяются значениями КСц) является основным условием гарантии безопасного взлета/посадки ЛА аэродромной службой (АС) и руководителем полетов (РП).

В авиапредприятиях всего мира измерители коэффициента сцепления буксируемые или установленные на автомобиле производят замер КС, прокатывая измерительное колесо (ИК) по поверхности ИВПП с фиксированным уровнем притормаживания, а именно скольжения ИК во время движения. На эти измерители коэффициента сцепления имеются набор требований и параметров ИКАО, обуславливающий условия эксплуатации и особенности конструкции.

ASFT T-10 шведская тележка для измерения коэффициента сцепления поверхности аэродромов (ИВПП)В основе принципа работы измерителей коэффициента сцепления ASFT SAAB 9.5, Skiddometer BV-11, 6875 RFT, Douglas Mu-Meter лежит жесткая связь ИК с несущими колесами одной оси жестко связанными между собой. В результате чего не обеспечивается непрерывный режим замера КСц в следствии не постоянного уровня коэффициента скольжения измерительного колеса:

  • при движение по поверхности ИВПП с гармоническими неровностями (лёд, снег, вода,  загрязнения и т. п.) под измерительным и опорными (несущими) колесами;
  • зависимая подвеска вызывает самовозбуждающиеся нарастающие колебания (~4-10Гц) несущих колес в диаметральной плоскости (Вобблинг).

Измерительное колесо на оси зависимой подвески шведской тележки  ASFT T-10 для измерения коэффициента сцепления поверхности аэродромов (ИВПП)

Жесткая кинематическая связь с измерительным колесом через цепную передачу в тележке для измерения коэффициента сцепления поверхности аэродромов (ИВПП)Так как принцип замера коэффициента сцепления этих измерителей опосредованный (обусловлен жесткой кинематической связью измерительного колеса с несущими), то измеренный КС зависит от диаметров измерительного колеса и несущих колес, изменения размеров, формы, массы или состояния цепной передачи в следствии разрушения (изнашивания) поверхностного слоя при трении, температуры окружающей среды и механизмов, эффекта «Шимми» (Вобблинга)

В следствии вышеуказанных недостатков оценка отклонения измеренного значения коэффициента сцепления от его истинного значения существенно зависит от состояния поверхности ИВПП (лёд, снег, вода, загрязнения и т. п.) под измерительным и опорными(несущими) колесами и составляет ± 0,1 - 0,15 ед. КСц (требования ИКАО – 0,05 ед. КСц). По этому эти измерители коэффициента сцепления рекомендованы Международной организацией гражданской авиации для использования в целях получения справочной информации для осуществления ремонта ИВПП, а не для прогнозирования торможения самолетов (док. №9137-AN /898,“Руководство по аэропортовым службам”, ч. 2 “Состояние поверхности покрытия”, изд. 3, гл. 5, разд. 5.1. – 94 г.).

Что касается отечественного измерителя коэффициента сцепления - аэродромной тормозной тележки (АТТ-2), введенной в эксплуатацию в 70-е годы прошлого века и за весь период эксплуатации конструкция АТТ-2 модернизации не подвергалась. Разработанная конструкция и технические характеристики не отвечают требованиям ИКАО  Док. 9137 - AN / 898, ч. 2, изд. 3 - 1994 год. Данный измеритель не сертифицировано международным авиационным комитетом (МАК). Ввод в эксплуатацию АТТ-2 был осуществлен директивно. 

Аэродромная тормозная тележка АТТ-2 предназначена для вычисления нормативного коэффициента сцепления с целью определения условий торможения шасси ВС эксплуатируемых в 60-е годы прошлого векаАэродромная тормозная тележка АТТ-2 предназначена для вычисления нормативного коэффициента сцепления с целью определения условий торможения шасси ВС эксплуатируемых в 50 - 60 годы прошлого века.

Вычисляемым тормозной тележкой АТТ-2 - нормативным коэффициентом сцепления не пользуются экипажи ВС зарубежных стран.

Принцип измерения КСц тормозной тележкой АТТ-2, как и у зарубежных измерителей коэффициента сцепления основан на кинематической жесткой связи колеса измерительного с опорным колесом через карданную передачу и не сохраняет постоянство режима замера КСц по причине отсутствия возможности выдерживания заданного коэффициента проскальзывания измерительных колес при неоднородности  поверхности аэродромного покрытия искуственной взлетно/посадочной полосы (лёд, снег, вода, загрязнения и т. п.). Осуществляется косвенное измерение нормативных значений КС. В силу этих причин погрешность нормативных значений КС составляет до 30%.

Принцип работы, назначение и конструкция АТЭМ-ВВС

Предприятие «Планета» по заказу Министерства обороны Российской Федерации и РОСАВИАЦИИ за счет собственных средств разработана аэродромная электромеханическая тележка (АТ-ЭМ) для измерения и регистрации коэффициента сцепления на ИВПП на базе цифрового банка данных аэродрома с использованием новейших технологий (шифр изделия: АТЭМ-ВВС) в соответствии с техническими требованиями ИКАО (док. №9137-AN/898, гл.5, разд. 5.2) не имеет выше указанных  недостатков измерителей коэффициента сцепления данного назначения, так как принцип работы АТ-ЭМ основан на определении силы трения от двух измерительных колес о покрытие ИВПП во время их торможения электромеханическим способом, дающим возможность сохранять определенный процент проскальзывания с обеспечением погрешности измерения значений коэффициента сцепления ± 0,02 ед. КСц в независимости от неидентичности состояния поверхности аэродромного покрытия (лёд, снег, вода, загрязнения, т.п) ноу-хау предприятия).

В настоящее время аэродромный комплекс АТ-ЭМ (АТЭМ-ВВС) является единственным измерителем коэффициента сцепления, как в России, так и за рубежом, отвечающим требованиям ИКАО (док. №9137-AN/898, ч. 2, гл. 5), который может быть использован для прогнозирования характеристик торможения воздушных судов.

В начало