Сравнительные характеристики

Сравнительные характеристики технических и конструктивно-технических параметров авиационной техники в соответствии с требованиями Международной организации гражданской авиации (ICAO) – "Руководство по аэропортовым службам" (док. №9137-AN/898), ч. 2, Состояние поверхности покрытия, изд. 3 - 94 г.

Во всем мире аэродромные службы используют измерители коэффициента сцепления на поверхности искусственной взлетно-посадочной полосы (ИВПП) осуществляющие замер с помощью устройств встроенных в автомобиль 6875 RFT, ASFT SAAB 9-5 или буксируемых тележек ИКС-1, ASFT-MkIV, ASFT Т-5, ASFT T-10, Douglas Mu-Meter, Skiddometer BV-11, производящих движение измерительного колеса (ИК) по ИВПП с заданной степенью его проскальзывания, во время прокатки ИК по поверхности аэродромного покрытия в режиме замера коэффициента сцепления (КСц) с подтормаживанием. На ИКС-1, ASFT-MkIV, ASFT Т-5, ASFT T-10, ASFT SAAB 9-5, 6875 RFT, Douglas Mu-Meter, Skiddometer BV-11 есть спецификации Международная организация гражданской авиации ИКАО, устанавливающие параметры эксплуатации устройств и конструктивные особенности.

ASFT-MkIV, ASFT Т-5, ASFT T-10, ASFT SAAB 9-5, 6875 RFT, Douglas Mu-Meter - АТ-ЭМ

Эффективность торможения воздушного судна при посадке, а также в случае прерванного взлета оценивается величиной коэффициента сцепления шины пневматика с поверхностью ВПП аэродромных покрытий, измеряемого специальными наземными техническими средствами – в соответствии с разработанными требованиями ИКАО. Так, например, в Швеции для этих целей применяется легковой автомобиль ASFT «Surface Friction Tester», оборудованный компьютерной системой с меню: Show- Print-Send-Friction values.

ASFT saab 9-5 швеция измерительное колесо встроенно в ватомобиль Сааб для измерения коэффициента сцепления поверхности аэродромов (ИВПП)

ASFT saab 9-5 швеция измерительное колесо встроенне в автомобиль Сааб для измерения коэффициента сцепления поверхности аэродромов (ИВПП) Измерительное колесо в автомобиле для измерения коэффициента сцепления поверхности аэродромов (ИВПП) ASFT saab 9-5 швецияASFT T-10 шведская тележка для измерения коэффициента сцепления поверхности аэродромов (ИВПП) ASFT T-5 шведская тележка для измерения коэффициента сцепления поверхности аэродромов (ИВПП)

 

 

 

 


Douglas Mu-Meter тележка для измерения коэффициента сцепления поверхности аэродромов (ИВПП)Douglas Mu-Meter мk6 тележка для измерения коэффициента сцепления поверхности аэродромов (ИВПП)Измерительное колесо встроенное в ватомобиль RFT 6875 осуществляет измерение коэффициента сцепления поверхности аэродромов (ИВПП)

Наименование параметра ASFT-MkIV, ASFT Т-5, ASFT T-10, ASFT SAAB 9-5, 6875 RFT, Douglas Mu-Meter

АТ-ЭМ

Назначение Могут использоваться для получения только справочной информации о величине КСц для организации ремонтных работ. Для прогноза характеристик торможения воздушных судов (ВС) на них полагаться, нельзя. Док. №9137-AN/898, ч. 2, гл. 5, п. 5.1 - 94 год. Предоставление измеренного КСц в масштабе реального времени(МРВ), формуляра состояния аэродромных покрытий на рабочее место (руководителю полетов (РП), аэродромной службе (АС), что дает ему возможность своевременно принять решение о осуществлении посадки/взлета самолета, а АС – вовремя обеспечить эксплуатационную готовность ИВПП к проведению взлета/посадки. Изделие двойного назначения. Патент №02259569.
Стадия разработки Введены в эксплуатацию в 70 - 80 гг. прошлого века. Разработаны без учета требований ИКАО. Док. №9137-AN/898, ч. 2, изд. 3 - 94 год. Введена в эксплуатацию в 2008 г. Разработка проводилась с учетом требований ИКАО. Док. №9137-AN/898, ч. 2, изд. 3 - 94 год.
Принцип работы Основан на жесткой механической связи ИК с несущими колесами на зависимой подвеске. Постоянный режим измерения КСц не обеспечивается из-за невозможности поддержания фиксированного проскальзывания ИК:

  • при неоднородности состояния поверхности аэродромного покрытия (лёд, снег, вода и др) под несущими колесами и ИК;
  • зависимая подвеска приводит к самовозбуждающимся нарастающим колебаниям опорных колес в поперечной плоскости (Вобблинг).
Определение силы трения о поверхность двух ИК при их эл. мех. торможении, позволяющем поддерживать фиксированный коэффициент скольжения не зависимо от состояния летного поля (лёд, снег, вода и т.п.).Электромеханический принцип подтормаживания измерительного колеса имитирует торможение любого типа авиа шасси ЛА. Патент №2390003.
Принцип измерения коэффициента сцепления Опосредованный, косвенный. Показания КСц зависят от диаметров измерительного и несущих колес, изнашивания цепной передачи, температуры окружающей среды и механизмов, Вобблинга. Непосредственный, прямой. Отношение силы трения ИК к силе нормальной реакции поверхности. ИК измерителя КСц находятся на оси независимой подвески. Патент №2298166.
Погрешность измеренных значений коэффициента сцепления 12-14% Зависит от состояния поверхности летного поля (лёд, снег, вода и т. п.) под несущими колесам и измерительным. Разрешение ИКАО ± 5%. 2% Независмо от состояния поверхности летного поля (лёд, снег, вода и т. п.). Измерение КСц непосредственное, может являться эталоном измерителей КСц.
Принцип определения степени скольжения ИК Основан на корреляции линейных скоростей измерительного и несущих колес. Зависит от состояния поверхности аэродромного покрытия, износа протектора опорных колес, ИК, давления, трения, в ступицах несущих колес. Основан на корреляции линейной скорости тележки и ИК. Независимо от состояния поверхности аэродромного покрытия, износа протектора опорных колес, ИК, давления, трения, в ступицах несущих колес. Ноу-хау.
Особенности конструкции Единственное измерительное колесо. Определяемые значения КСц – на одной линии. Два измерительных колеса. Измеряемый КСц – на площади. Два измерительных канала повышают достоверность замера и надежность тележки (измерителя). Патент №103911
Измерительный канал коэффициента сцепления Аналоговый – зависит от влияния электромагнитных помех и изменений погоды. Цифровой – не подвержен влиянию электромагнитных помех и изменений погоды. Ноу-хау.
Наличие рабочего места оператора у РП на командно-диспетчерском пункте и/или в аэродромной службе на базе персонального компьютера с возможностью получать результаты замера коэффициента сцепления в МРВ Не предусмотрено. Поставляется в комплекте с АТ-ЭМ предназначено для:

  • приема измеренной информации по защищенному радиоканалу;
  • вывода информации о КСц на всей поверхности ИВПП в графическом виде на экране монитора;
  • визуальное отображение тележки территории авиапредприятия в МРВ;
  • выдачи информации разрешающей проведение режима взлета/посадки ЛА в зависимости от типа ЛА, направлении и силе ветра;
  • документирования результатов замера КСц в ЦИБДА и воспроизведения при необходимости замеров давности более 10 лет. Ноу-хау.
Радиоканал для передачи данных Отсутствует. Расстояние ±5 км. Предоставляет:

  • мгновенной передачи измеренных значений КСц на РП и/или АС;
  • защиты передаваемых данных и бесплатного использования;
  • замер на летном поле двумя тележками одновременно в неблагоприятных условиях погодных условиях. Ноу-хау.
Ошибка привязки измеренных значений КСц к местоположению изделия на летном поле Ошибка ε=1,5 %, (ε=45 метров при протяженности аэродромного покрытия 3000 метров). Ошибка привязки ± 3-5 метра, в независимости от протяженности аэродромного покрытия Позволяет целесообразно расходовать химреагенты в зависимости от КСц на покрытии аэродрома. Ноу-хау.
Интеграция в автоматизированную систему управления (АСУ) аэропорта Нет. Да(возможность интеграции в АСУ аэропорта обусловлена наличием РМ-ВПП).
Температурные ограничения эксплуатации Не известно. Тележка используется при температуре воздуха окружающей среды от -40 до +50°C.

 Skiddometer BV-11 - АТ-ЭМ 

Skiddometer BV-11 тележка для измерения коэффициента сцепления поверхности аэродромов (ИВПП)Скиддометр BV-11 тележка для измерения коэффициента сцепления поверхности аэродромов (ИВПП)Скиддометр BV-11 тележка для измерения коэффициента сцепления поверхности аэродромов (ИВПП)Skiddometer BV-11 тележка для измерения коэффициента сцепления поверхности аэродромов (ИВПП)

 

 

Наименование параметра

Швеция, Skiddometer BV-11 Россия, АТ-ЭМ
Наличие сертификатов

Не сертифицирована МАК.

СЕРТИФИКАТы ТИПА, ПРОИЗВОДСТВА МАК и МО РФ

изделие двойного назначения

Принцип измерения коэффициента сцепления

Косвенный - посредством измерения крутящего момента (ИК), зависящего от износа элементов кинематической схемы привода измерительного канала и степени скольжения

не соответствует требованиям ИКАО

(Док. № 9137-AN/898 ч.2, гл.5, разд. 5.2, п. 9, п.п.а)

Классический - как отношение 2-х сил: силы сопротивления движению измерительных колес к силе нормальной реакции поверхности на ИК

соответствует требованиям ИКАО

Принцип скольжения измерительного колеса Скольжение ИК осуществляется от двух ведущих колес через роликовые цепи и зубчатые блоки, Коэффициент скольжения зависит от степени износа ведущих и измерительных колес и степени загрязнения ИВПП. Скольжение ИК осуществляется методом управляемого съема части энергии вращения ИК о поверхность ИВПП с помощью системы автоматического управления.
Диапазон измерения значений коэффициента сцепления

от 0,3 ед. КСц *

не соответствует требованиям ИКАО

(Док. №9137-AN/898 ч.2, гл.5, разд. 5.2, п, 6)

0,0 - 0,85 ед. КСц

соответствует требованиям ИКАО

Погрешность измерений мгновенных значений коэффициента сцепления Принцип скольжения ИК не позволяет производить замер КС с точностью 5% при КС менее 0,3 ед. КСц

не соответствует требованиям ИКАО

(Док. №9137-AN/898 ч.2, гл.5, разд. 5.2 п. З, п. 4)

±0,01 ед. КСц

Так как измерение КС классическое, АТ-ЭМ может использоваться как эталон измерителей КС.

Требования ИКАО ± 5%

(Док. №9137-AN/898 ч.2, гл.5, разд. №8)

Канал измерения коэффициента сцепления

Аналоговый.

Цифровой.

Наличие цифрового информационного банка данных аэродрома (ЦИБДА)

Нет.

Есть.

Наличие рабочего места (РМ-ВПП)

Нет.

Есть.

Дает руководителю полетов на КДП и/или АС возможность приема по радиоканалу и визуализации на экране монитора в реальном масштабе времени:

  • результатов замера коэффициента сцепления;
  • положения измерительного средства на территории аэродрома;
  • учет в результатах измерения КС боковой составляющей ветра на ИВПП и типа ВС.

РМ-ВПП имеет СЕРТИФИКАТЫ ТИПА, ПРОИЗВОДСТВА МАК и МО РФ.

Дальность действий радиоканала

Нет.

R ± 5 км

(радиоканал защищен на государственном уровне)

Погрешность привязки значений КС к положению измерителя на ИВПП

Нет.

± (3 - 5) м.

Патентная частота

Не защищен.

Класс А, наивысший.

* - величина КС ниже 0,3 ед. КСц для авиапредприятий РФ является критической, особенно ниже значения 0,3 ед. КСц. Этот параметр является основным для принятия решения руководителем полетов допуска к взлету/посадке ВС, как по параметрам безопасности, так и по коммерческим издержкам авиакомпаний, связанных с уходом ВС на запасной аэродром по причине неточности определения КС менее 0,3 ед. КСц.

Примечание: При сравнении технических характеристик за базу взято изделие Skiddometer BV-11 (СКИДДОМЕТР BV-11, Швеция), как самое лучшее в своем классе, находящееся в эксплуатации за рубежом.

ИКС-1 - АТ-ЭМ

Измеритель коэффициента сцепления ИКС-1 - это компиляция принципа работы аэродромной электромеханической тележки АТ-ЭМ, который основан на способе электромеханического подтормаживания ИК, и принципа измерения КСц – изделия Skiddometer BV-11 (Швеция), т. е. косвенного измерения и по этому не обеспечивает точностные характеристики, отвечающие требованиям ИКАО. Кроме того, ИКС-1 – это опытные образцы, не имеющие метрологической аттестации, как специального средства измерения. Серийное производство изделия не освоено и не сертифицировано.

Измеритель коэффициента сцепления (ИКС-1) и аэродромная электромеханическая тележка для измерения и регистрации коэффициента сцепления на ИВПП (АТ-ЭМ) аэродромная техника для измерения коэффициента сцепленияИзмеритель коэффициента сцепления (ИКС-1) и аэродромная электромеханическая тележка для измерения и регистрации коэффициента сцепления на ИВПП (АТ-ЭМ) аэродромная техника для измерения коэффициента сцепления

Наименование параметра

ИКС–1

АТ-ЭМ

Стадия разработки

Три опытных образца ИКС-1

РКД – безлитерная

Сертификат типа МАК (на каждый заводской номер)

Серийное производство не сертифицировано.

РКД – литера «О1» , Сертификаты типа, производства МАК и МО РФ изделие двойного назначения, имеет приемку ПЗ 928 МО РФ серийное производство – с 2008 г. Введено в эксплуатацию в ГА РФ в соответствии с РАСПОРЯЖЕНИЕМ РОСАВИАЦИИ № БЕ-64-р от 25 июля 2008г. и принято на снабжение ВС МО РФ в соответствии с ПРИКАЗОМ ГК ВВС № 551 от 22 декабря 2008г.
Метрологическое обеспечение

Отсутствие метрологической аттестации ИКС-1, как средства измерения.

Аттестаты аккредитации № 01/09-И (на ЭМИС), № 02/09-И (на АТ-ЭМ).

Принцип работы Основан на измерении силы натяжения цепи привода ИК с использованием способа электромеханического торможения, позволяющего поддерживать заданный процент скольжения. ПЛАГИАТ! Основан на измерении силы от трения от двух ИК о поверхность ИВПП с использованием способа электромеханического торможения, позволяющего поддерживать заданный процент скольжения. ПАТЕНТ № 2298166
Принцип измерения коэффициента сцепления Косвенный, т.е. через цепную передачу привода ИК – измерение силы натяжения цепи, также как в изделии BV-11. Измеренные значения зависят от кинематической схемы привода, натяжения, загрязнения, износа цепи и температуры. ИКС-1 не соответствует требованиям ИКАО (док. 9137-AN / 898 ч. 2, гл. 5, разд. 5.2, п. 9, п.п.а) Прямой, непосредственный, а именно отношение измеряемых величин сил ИК с поверхностью к силе нормальной реакции поверхности на ИК. ПАТЕНТ №2390003.

Cоответствует требованиям ИКАО.

Погрешность измерений мгновенных значений КС, ед. КСц

± 0,12 ед.КСц

зависит от состояния ИВПП (лёд, снег, вода, загрязнения и т.п.)

Требования ИКАО (док. №9137-AN/898 ч. 2, гл. 5, разд. 5.2, п. 3, п. 4) ±5%.

± 0,02 ед.КСц

не зависимо от состояния ИВПП (лёд, снег, вода, загрязнения и т.п.)

Требования ИКАО (док. №9137-AN/898 ч. 2, гл. 5, разд. 8) ± 5%.

Измерительный канал КС Аналоговый -измерительный канал подвержен переменам погодных условий и магнитоэлектрических помех. Цифровой - измерительный канал не подвержен переменам погодных условий и магнитоэлектрических помех.
Наличие рабочего места (РМ-ВПП) у руководителя полетов на КДП для приема по радиоканалу и визуализации на экране монитора в реальном масштабе времени результатов замера КС, положения изделия на территории аэродрома

Нет.

Есть.

РМ-ВПП имеет СЕРТИФИКАТы ТИПА, ПРОИЗВОДСТВА МАК и МО РФ

Дальность действий радиоканала

Радиоканала нет.

5 км.

(радиоканал защищен на государственном уровне)

Диагностика состояния ИВПП в результате статической обработки замеров КС на рабочем месте

Нет.

Есть.

Возможность работы в комплексе АСУ авиапредприятия РФ

Нет.

Есть.

(канал интеграции в АСУ авиапредприятия предусмотрен рабочим местом)

Эксплуатация

ИКС-1 не соответствует требованиям ИКАО

Док №9137-AN/898, ч. 2, гл. 5, разд. 5.2, п. 15

эксплуатация до минус 10°С

Соответствует требованиям ИКАО

Патентная частота

Способ не защищен.

Класс А, наивысший

Патенты: №№ 2165610, 2259569, 2388865, 2298166, международный WO2007/067098A1 3164286, 2390003,

2304765, 2393460.

Аэродромная тормозная тележка АТТ-2 и Электромеханическая тележка АТ-ЭМ

Аэродромная тормозная тележка (АТТ-2) и аэродромная электромеханическая тележка для измерения и регистрации коэффициента сцепления на ИВПП (АТ-ЭМ) аэродромная техника для измерения коэффициента сцепления

Наименование параметра

Аэродромная тормозная тележка АТТ-2 Аэродромная техника электромеханическая тележка АТЭМ-ВВС (АТ–ЭМ)
Назначение Предназначено для вычисления нормативного КС с целью определения условий торможения шасси ВС эксплуатируемых в 50-60 гг. прошлого века.КД2.835.000ТО, РЭГА РФ-94. Предоставление измеренного КС в масштабе реального времени по средствам вывода формуляра состояния аэродромного покрытия на экран монитора рабочего места пользователя на КДП либо в АС, что позволяет РП своевременно принять решение о проведении взлета/посадки ЛА, а АС – вовремя подготовить ИВПП к проведению взлета/посадки. Изделие двойного назначения.
Стадия разработки Введены в эксплуатацию в 70-80 гг. прошлого века. Разработаны без учета требований ИКАО Doc 9137-AN/898, часть 2, третье издание -1994 г. Введена в эксплуатацию в 2008 г. Разработка проводилась с учетом требований ИКАО Doc 9137-AN/898, часть 2, третье издание -1994 г.
Основной принцип работы Основан на жесткой связи ИК с опорным колесом через карданную передачу. Такая конструкция не обеспечивает режим непрерывного замера КС т. к. не поддерживается постоянный коэффициент проскальзывания измерительного колеса при неидентичности состояния поверхности аэродромного покрытия (лёд, снег,вода, загрязнения и т.п.) Основан на измерении силы трения от двух измерительных колес о поверхность аэродромного покрытия за счет их электромеханизированного подтормаживания, позволяющего сохранять заданный процент скольжения не зависимо от состояния аэродромного покрытия (лёд, снег, вода, загрязнения и т.п.). Принцип электромеханизированного торможения измерительного колеса дает возможность имитировать режим торможения шасси любого типа воздушного судна.
Принцип замера КС Косвенный, т.е. через карданную передачу и параллелограмм привода ИК. Прямой, классический, как отношение 2-х сил: силы трения измерительных колес к силе нормальной реакции поверхности на ИК. Ось измерительных колес является опорной.
Ошибка измерений значений КС

 0,3 ед. КСц

Зависит от состояния поверхности аэродромного покрытия (лёд, снег, вода, загрязнения и т. п.) под измерительным колесом и несущими колесом. Требование ИКАО ±5%.

0,02 ед. КСц

Не зависимо от состояния поверхности аэродромного покрытия (лёд, снег, вода, загрязнения и т. п.). Измерение КС прямое, непосредственное, может применяться, как эталон измерителей КС.

Сохранение калибровки Датчик ЛХ-144 работает с заданной точностью не более 15 минут с техническим ресурсом 100 ч. (паспортные данные). Не соответствует требованиям ИКАО (док. №9137-AN/898, ч. 2, гл. 5, разд. 5.2, п. 2). Время работы ЭМИС – не ограничено, без изменений технических параметров. Соответствует требованиям ИКАО (док №9137-AN/898, ч. 2, гл. 5, разд. 5.2, п. 2).
Чрезмерная вибрация Амортизация отсутствует. Не соответствует требованиям ИКАО (док. №9137-AN/898, ч.2, гл.5, разд.5.2, п.4). Амортизаторы обеспечивают гашение автоколебаний до 10 Гц с ускорением до 5g. Соответствует требованиям ИКАО (док. №9137-AN/898, ч. 2, гл. 5, разд. 5.2, п. 4).
Предоставление результатов замера Нет непрерывной записи в графической форме значений КС на поверхности данной ИВПП. Не соответствует требованиям ИКАО (док. №9137-AN/898, ч.2, гл.5, разд.5.2, п. 7). Обеспечивается непрерывная запись в графической форме значений КС на поверхности данной ИВПП, а также записи оператора с указанием даты и времени производимого замера. Соответствует требованиям ИКАО (док. №9137-AN/898, ч. 2, гл. 5, разд. 5.2, п. 7).
Усредненные значения КС при приращениях Отсутствует автоматическое усреднение значений КС. Не соответствует требованиям ИКАО (док. №9137-AN/898, ч. 2,гл.5, разд.5.2, п. 11). Автоматическое усреднение значений КС осуществляется для первых100 м ИВПП; при приращениях на каждые150 ми для каждой 3-й длины ИВПП. Соответствует требованиям ИКАО (док. №9137-AN/898, ч. 2, гл. 5, разд. 5.2, п. 11).
Информационный канал измерения КС

Аналоговый –

подвержен переменам погодных условий и влиянию магнитоэлектрических помех.

Цифровой –

не подвержен переменам погодных условий и влиянию магнитоэлектрических помех.

Присутствие (РМ-ВПП) рабочего места у РП на командно-диспетчерском пункте аэродрома, либо в аэродромной службе в виде персонального компьютера с встроенным радиомодемом и установленной антенной

Нет.

Рабочее место осуществляет:

  • приема измеренных значений по радиоканалу, формуляра состояния летного поля в реальном времени;
  • выдачу информации, в графическом виде на экране монитора, о распределенных измеренных значениях КС на аэродромном покрытии;
  • визуализацию местоположения тележки на территории аэропорта в масштабе реального времени;
  • запись базы данных структуры аэродромных покрытий;
  • вывод информации разрешающей взлет/посадку летательного аппарата обусловленной типом воздушного судна, силой ветра и его направлением;
  • архивирование документированных показателей замеров КС и их показ давностью не менее 10 лет.
Присутствие радиоканала

Нет.

Зона покрытия R ± 5 км

  • радиоканал защищен на государственном уровне, является бесплатный;
  • значения измеренного КС передаются на КДП либо в АС в масштабе реального времени;
  • дает возможность работы на ИВПП одновременно двух АТ-ЭМ, при необходимости уменьшения времени на замера КС.
Ошибка привязки показаний КС к положению изделия на ИВПП

Нет.

± (3 - 5) м.

Диагностика состояния ИВПП в результате статической обработки замеров КС на рабочем месте

Нет.

Есть.

Потенциал использования в комплексе АСУ аэропорта

Нет.

Есть

(возможность интеграции в АСУ аэропорта через канал РМ-ВПП)

Патентная частота

Не защищен.

Класс А, наивысший.

В начало